ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ КАК СОХРАНИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ
  • +7 (36561) 6-06-37
ГБОУРК "Керченская специальная школа-интернат" К детям с заботой и любовью

КАК СОХРАНИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

14.04.2020 593 просмотра
  1. Как можно понимать ситуацию, и какую позицию занимать?

 

  • ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Ситуация имеет ряд эпидемиологических характеристик:

- заболеваемость,

- контагиозность (заразность),

- летальность,

- изменчивость генетических характеристик и др.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Чтобы не поддаться неоправданной панике стоит прислушаться к научно обоснованным и доказанным точкам зрения авторитетных специалистов (медиков и эпидемиологов), и не воспринимать всерьёз информацию из сомнительных источников. Помним, что рекомендованные меры профилактики: самоограничения, карантинные меры, при их соблюдении, сводят возможность заражения к абсолютному минимуму. Поэтому, поводов для паники нет. Наша взвешенная и правильная реакция - залог психологического и физического здоровья! Ведь давно известно, что от стресса страдает иммунитет, поэтому, встреча с инфекционным агентом становится значительно опасней!

Сохранение психологического равновесия каждого из нас поможет обеспечить «здоровую» суммарную реакцию людей, а значит, повысит эффективность и скорость преодоления сложившейся ситуации.

 

 

 

  1. Как жить в неопределенности? Прерывание привычных стереотипов жизни влечёт за собой кризис!

 

  • ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Наш уклад жизни нарушен. Многим из нас непонятно, что происходит и какие действия в данной ситуации являются правильными. Есть все основания считать, что мы переживаем патологический кризис, а он может обострять различные проявления скрытых конфликтов, пограничных расстройств. В связи с этим предлагаю чуть подробнее изучить этот вопрос.

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) острейшая форма проявления противоречий, связанная с нарушением стабильности. Противоречия являются основой кризиса – осознание ситуации как критической, ощущение «перелома» (Философский словарь, 2000).

     Структурные компоненты патологического психологического кризиса включают:

  • Вызывающие события (изменившие жизнь) - эпидемиологическая ситуация и самоизоляция.
  • Фрустрированная потребность (важная потребность) – некоторые наши потребности на данный момент не могут быть удовлетворены, что приводит к таким негативным эмоциям, как тревога, чувство вины, разочарование и др.
  • Дефицит необходимой для решения проблемы информации – «Я не знаю, как можно улучшить ситуацию».
  • Отсутствие модели поведения в ситуации фрустрации – «Я не знаю, как правильно себя вести».
  • Представление о принципиальной неразрешимости ситуации -

«Я не могу ничего сделать».

  • Невозможность получить помощь от других

«Никто не поможет, мы сами должны справиться со сложившейся ситуацией».

     Прослеживаются все признаки патологического кризиса! А это чревато:

- возможностью развития неврозоподобных явлений (фобий);

- соматизацией и обострением хронических болезней;

- зависимостями, как способом борьбы со стрессом, и повышением толерантности к алкоголю;

- поведенческих нарушений и агрессивности в том числе;

- появлением других психологических расстройств.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Формирование объяснительной схемы - лучше перестать метаться в вопросах есть коронавирус или нет, и насколько он опасен, а опереться на мнение авторитетных специалистов и выполнять предписания администрации «снаружи».
  • Обеспечить не только самоизоляцию, но и (что более важно) самозанятость!
  • Обеспечить сохранение условных объёмов коммуникации в условиях самоизоляции – объемов, привычных для нас в обычных условиях (заменив их приемлемыми на данный период способами).
  • Массовой антикризисной мерой могут быть отношения с близкими людьми с характерными семейными ритуалами, которые становятся сейчас особо важными.

 

 

  1. Какие реакции возможны на ограничения и запреты, возникшие в период самоизоляции.
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ?

В условиях профилактики распространения инфекции и самоизоляции в нашу жизнь вошли значительные ограничения и запреты. Реакция на них может быть различной, и модели поведения могут существенно различаться. Но самые опасные формы поведения в данной ситуации – протесты «подросткового» характера - демонстративное нарушение норм и правил, предусмотренных законодательством на данный период.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Учиться распознавать и осознавать опасность такого поведения, обращать внимание и рефлексировать по этому поводу (осознанно и трезво воспринимать свои мысли и поступки). Помнить о последствиях: административных наказаниях и рисках для здоровья.

 

  1. Какие личностные характеристики, способствуют преодолению жизненных трудностей
  • ЧТО ПОМОЖЕТ?

Теперь предлагаю рассмотреть личностные характеристики, которые помогают справиться с трудностями. Самое время уделить внимание их формированию и развитию.

  • Целеполагание – способность выбора одной или нескольких целей, с установлением параметров допустимых отклонений, для управления процессом осуществления идеи. Целеполагание можно понимать, как практическое осмысление своей деятельности с точки зрения формирования целей и их реализации наиболее экономичными средствами.
  • Проактивностьспособность действовать по своей воле, независимо от внешних воздействий, самим осознанно выбирать свою реакцию на внешние раздражители.
  • Психологическая адаптация – способность приспособиться к тем условиям, в которых мы оказались.
  • Коммуникативная гибкость – способность легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов общения, и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к коммуникации, при неизменных принципах и нравственных основаниях.

 

  1. Как предотвратить семейный кризис в формате «глаза в глаза»?

 

  • ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Возможен семейный кризис в формате «глаза в глаза», который может быть спровоцирован непривычно большой продолжительностью общения и взаимодействия в условиях самоизоляции и прерыванием привычных форм жизни.

 

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для профилактики важно:

  • Сохранить условный объем активного взаимодействия и «разбавить» его собственной занятостью и отвлечёнными интересами. То есть, количество времени, отведённого для активного общения с родными и близкими, должно быть примерно равно привычному для обычных условий.
  • Уделить внимание семейным функциям, механизмам, ритуалам и границам. В сложившейся ситуации у нас появилась дополнительная возможность поработать над выстраиванием гармоничных взаимоотношений с родными и близкими людьми, что не только поможет комфортно провести время в самоизоляции, но и позволит существенно улучшить качество жизни в дальнейшем.

В заключении хотелось бы отметить, что кризис – это хорошая возможность начать движения от формальности и механичности жизни в сторону её глубины и содержания. У всех нас сейчас появилась возможность уделить внимание тому, на что раньше не хватало времени. Будь то отношения с близкими, обучение чему-то новому, чтение книг или хобби. Надеюсь, мы все сможем с пользой провести время в условиях самоизоляции, сохранить и преумножить наше психологическое здоровье и благополучие.

Благодарю за внимание!

Ирина Бобкова,

педагог-психолог